Реактивный психоз
Реактивные психозы — это временные и обратимые расстройства психики, возникающие вследствие психических травм. Их отличие от неврозов заключается в остроте и большей тяжести психических травм, а также более тяжелых, глубоких психических расстройствах, которые выливаются в четкие психотические синдромы с продуктивной симптоматикой
Психозы, которые являются болезненной реакцией на такие аффективные события как заключение, отказ любимого человека и проявляются буйством, истерическим сумеречным состоянием, в мозгу имеют процесс вызывающий болезнь.
Считается, что реактивные состояния характеризуются признаками триады Ясперса, которые заключаются в следующем:
клиническая картина отражает содержание психотравмирующего события;
расстройства психики возникают после психотравмирующего события;
расстройства психики обычно проходят после того, как событие минует. Но, по наблюдениям практикующих психиатров, триада Ясперса не универсальна, так как расстройства психики могут возникать не сразу после тяжелых психотравмирующих событий (отложенные реакции) и долго не проходят после того, как эмоциональная травма перестала действовать.
Однако не все психические расстройства, возникшие одновременно с психической травмой, можно отнести к реактивным психозам. Например, шизофрения, биполярное расстройство, пресенильные психозы и множество других заболеваний порой начинается в результате психической травмы, но их течение, клиника и исход не определяются психогениями. Психическая травма в этих случаях служит лишь провоцирующим фактором.
В возникновении реактивных психозов также играет роль исходное функциональное состояние ЦНС, преморбидно-личностные особенности больного, типологические свойства его нервной системы, преморбидная слабость ее как следствие инфекционных и соматических заболеваний, черепно-мозговых и давних психотравмирующих событий. Все это делает данного индивида уязвимым по отношению к психическим травмам, чем и объясняется тот известный клинический факт, что из многих испытавших одну и ту же психическую травму в реактивное состояние впадают лишь отдельные лица.
Формы реактивных психозов разнообразны, в них отражается преобладание или чередование различных психопатологических синдромов в структуре единого психического заболевания — реактивного психоза. Характерны волнообразность течения, смена и смешанность синдромов; различной может быть и длительность заболевания. Выделяют три группы реактивных психозов:
аффективно-шоковые;
подострые;
затяжные.
Шоковые психогенные реакции (шоковые неврозы, аффективно-шоковые реакции, эмоциональные неврозы) возникают по ряду причин:
внезапные очень сильные потрясения;
тяжелые известия;
обстановка, угрожающая жизни, то есть те обстоятельства, которые вызывают шок (стихийное бедствие, катастрофа, ужасающее зрелище и т. д.)
Формы острых шоковых реактивных психозов:
Психомоторная заторможенность с мутизмом;
Психогенное двигательное возбуждение
Психомоторная заторможенность с мутизмом характеризуется тем, что больной полностью обездвижен и неспособен к речевому контакту. Как правило, такой больной не может даже пошевелиться, чтобы обезопасить себя в потенциально опасной ситуации; не может позвать на помощь. При этом обычно больной способен воспринимать и понимать окружающие события, помрачение сознания отсутствует, однако внешнего проявления определенных эмоций нет, больные демонстрируют безразличие к происходящему, как бы регистрируя его, но эмоционально не реагируя. Выход в состояние психического здоровья также острый и сопровождается краткой астенией
Психогенное двигательное возбуждение характеризуется острым началом в условиях внезапных психотравмирующих событий, общим психомоторным возбуждением (бесцельные движения, быстрый бег в замкнутом пространстве, нечленораздельные звуки или непонятные фразы, выражение страха или ужаса на лице), помрачением сознания по сумеречному типу. Течение короткое, выход острый с восстановлением ориентировки, но с амнезией на период психоза.
Для лечения больных реактивными психозами к настоящему времени разработана целая система медикаментозных, психотерапевтических и социальных мероприятий. Эти способы и приемы лечения должны быть сбалансированы между собой с учетом клинической формы реактивного психоза и типа его течения. Для купирования острого психогенного двигательного возбуждения, психогенных сумеречных состояний и ажитированной формы псевдодеменции показано внутримышечное введение нейролептиков:
аминазин (по 150 мг);
трифтазин (по 10 мг);
галоперидол (до 5—10 мг) 3 раза в день.
Из транквилизаторов в этих случаях наиболее эффективен седуксен, вводимый внутримышечно в дозе 15—40 мг/сут с последующим переводом больных на прием препаратов внутрь. Эффективен в таких случаях также триседил, назначаемый либо внутримышечно по 0,5—1 мл, либо внутрь по 1 мг 2—3 раза в сутки. Все указанные препараты назначаются для приема внутрь также больным с подострыми и затяжными бредовыми психозами. При обилии в картине состояния бредовых идей и расстройств восприятия показаны широкие комбинации нейролептиков и транквилизаторов: меллерил, трифтазин, хлорпротиксен, галоперидол; седуксен, феназепам, мепротан, мебикар и др.
При психогенных ступорах показаны разовые амитал-кофеиновые растормаживания, а также эфирный рауш-наркоз, иногда выводящие больных из ступора. Для лечения реактивных депрессий (а также депрессивных вариантов псевдодеменции) широко используют как трициклические, так и иные антидепрессанты (амитриптилин, пиразидол и др.) — в случаях сложной аффективной структуры депрессий и «насыщенности» их продуктивной симптоматикой. При депрессиях с преобладанием тоски и психомоторной заторможенностью показаны мелипрамин и ингибиторы МАО (ниаламид и др.). В случае отсутствия эффекта при наиболее глубоких депрессиях показано внутривенно-капельное введение антидепрессантов и транквилизаторов. При затяжных апатических состояниях, вялых ступорах и астенических выходах показаны ноотропы.
Медикаментозное лечение должно сочетаться с хорошо продуманной, индивидуализированной и поэтапной рациональной психотерапией, которая при реактивных состояниях является средством патогенетического лечения. Она должна быть направлена на устранение психической травматизации, а также (в зависимости от этапа реактивного психоза) — на ослабление фиксации больных на психотравмирующих мыслях и представлениях, на полное отвлечение от них и на формирование у больных других, «здоровых» доминант. Однако при этом нужно учитывать фенотипические особенности нервной системы больных, их преморбидно-личностные особенности, а также характер психогении и этап реактивного состояния. Например, в период яркой выраженности реактивной депрессии при незыблемой устойчивости глубокого депрессивного аффекта психотерапевтической задачей можно ставить лишь ослабление фиксации больных на психотравмирующих обстоятельствах (но не полное отвлечение от них, что тогда еще невозможно). Если же в состоянии депрессии наметились периоды послабления («хорошие» дни) с последующим, однако, ухудшением, уже можно ставить целью психотерапии отвлечение больных от психотравмирующих представлений, но еще преждевременно ставить задачу формирования новых доминант — это возможно лишь на последующем этапе улучшения. При этом растормаживающий эффект медикаментов используется для более активной психотерапии, а положительный психотерапевтический эффект закрепляется медикаментозно.
Добавить комментарий