Меланхолия (депрессия)
Отличается от скорби глубоким страданием, пропаданием интереса к внешнему миру, потерей способности любить, заторможенностью деятельности, снижением самочувствия (выражается в упрёках и оскорблениях себя), ожиданием наказания. На первом плане тема нравственного недовольства собой.
При скорби тоже есть страдание, утрата интереса к миру,теряется способность любить, имеется заторможенность. Отличительная особенность меланхолии в том, что здесь есть тема наказания, самообвинения и упрёки. При скорби происходит эффект «обеднения мира», при меланхолии происходит «обеднение Я». «Я» (Эго) воспринимается клиентом как недостойное, негодное, осуждаемое,мелочное, неискреннее, эгоистичное, несамостоятельное. Человек ругает себя и ждёт отвержения и наказания. Такой человек унижает себя, жалеет окружающих зато, что они связаны с таким ничтожным человеком. Меланхолия может дополняться бессонницей, снижением аппетита.
В основе меланхолии лежит утрата любимого человека. Это идеальная по своей природе потеря. Объект любви не умирает реально, но утрачивается как объект любви. В некоторых случаях человек осознаёт потерю, но не может понять, что именно он утратил, или понимает, кого он утратил, но не понимает, что именно он потерял вместе с этим объектом.
При скорби нет ничего бессознательного. При меланхолии есть бессознательный компонент – потеря объекта не осознаётся. Это влечёт за собой меланхолические задержки (Hemmung), которые производят на окружающих непонятное впечатление, ведь им не понятно, что именно было утрачено, какой процесс их захватил.
Своё восприятие себя (униженный, недостойный, осуждаемый)человек распространяет и на прошлое, ему кажется, что лучше он себя и не чувствовал никогда.
Отсутствие интереса к миру, утрата способности любить и работать – это реакция на вторичное явление, следствие внутренней работы,похожей на работу скорби.
При меланхолии «Я» (Эго) разделяется на части. Одна часть«Я» противопоставляется другой и производит критическую оценку её (как постороннего объекта). Эта критикующая инстанция соотносится с совестью. Если внимательно слушать самообвинения больного меланхолией, то становится заметным, что самые тяжёлые упрёки мало соотносятся с личностью больного, а, при некотором видоизменении, больше подходят к другому человеку, которого меланхолик любит,любил, должен был любить. Из этого можно предположить, что при депрессии упрёки в адрес объекта любви переносятся на собственное «Я».
Пример Фрейда: женщина, ощущающая свою негодность и жалеющая своего мужа, бессознательно хочет обвинить своего мужа в негодности. Поэтому её самоупрёки – это отражение её отношения к другому человеку, которое направляется на себя.
Источник: https://blondinka.net/psihologiya/melanholicheskaya-depressiya-prichiny-simptomy-lechenie.html
Добавить комментарий