Лоботомия: что это такое

Лоботомия: что это такое

Антониу Каэтану де Абреу Фрейре – так на самом деле звали ученого – был представителем португальского аристократического семейства. С юных лет интересуясь политикой, он злословил в адрес существующего строя, и чтобы не навлекать монаршего гнева на семью, взял псевдоним Эгаш Мониш.Получив высшее медицинское образование, он всю жизнь колебался между политической и врачебной деятельностью. Так и не сделав выбор, он, тем не менее, достиг успехов в обеих сферах. Так, он занимал депутатское кресло, был послом Португалии в Испании и даже министром иностранных дел.

Когда власть сменилась, он вернулся в науку, и сделал то открытие, за которое он номинировался на Нобелевскую премию дважды – и ни разу ее не получил. Это было открытие метода рентгеноконтрастной ангиографии – процедуры, которая предполагает введение в сосуды контрастного вещества (Мониш догадался использовать в его качестве йод, применяемый и до настоящего времени), после чего при рентгеноскопии видна сосудистая сеть определенного органа. Ученый внес также вклад в развитие препарата на основе диоксида тория – торотраста. Его было предложено применять и для рентгенографических, и для радиографических исследований.

Не получив «нобеля», 53-летний Мониш продолжает заниматься наукой. В 1935 году, когда ему был уже 61 год, ученый поехал на очередной Международный конгресс по неврологии. Там его заинтересовал доклад двух его коллег – Фултона и Джейкобсена из Йельского университета. Они провели серию опыта над обезьянами, удалив им часть коры лобной доли. Это оставляло приматов в живых, но лишало их обычной суетливости и тревоги.

Сообщение живо заинтересовало Мониша. Он подумал, что вмешательство в лобные доли могло бы помочь безнадежным душевнобольным обрести спокойствие и «нормальность». В этом же году ученый начинает серию опытных операций на больных шизофренией. Он не удаляет им лобные доли – достаточно разъединить белое вещество, которое их связывает. Операции проводил не сам Мониш, а его помощник: в то время его разбила подагра, и руки не могли совершать точные движения. Выполнялись операции через отверстие в височной кости, куда вводили металлическую петлю, разрушавшую связи между лобными долями.

Вмешательство было названо «лейкотомией», потому как производилось рассечение («томос») белого («лейкос») вещества. На смену этому названию пришло слово «лоботомия», означавшее отделение лобных долей.

Уже через год Мониш доложил научной общественности о чудесных свойствах вмешательства. Так, из 20 прооперированных душевнобольных пациентов:

7 выздоровело (стали тихими и спокойными);
7 человек стали лучше себя вести;
у 6 человек динамики не было.
Наблюдал нейрохирург за ними недолго: увидев первые признаки улучшения, документировал их и, по возможности, выписывал домой.

В течение последующих лет у помощников Мониша, а также у его наиболее известных последователей, названных потом «королями лоботомии», было столько, на первый взгляд, успешных операций, что в 1949 году Монишу вручили долгожданную Нобелевскую премию. На церемонию награждения, правда, он приехать не смог: в 74 года не каждому это под силу.

У человеческого мозга 2 полушария – правое и левое. Основа полушарий – серое вещество, кора, состоящая, по большей части, из тел нервных клеток. Соединяются полушария между собой с помощью белого вещества, которое состоит, в основном, из отростков нервных клеток, покрытых «обмоткой» — миелином, который и дает этим структурам белый цвет.

О лобных долях изначально было известно, что это – основная двигательная зона. Части тела, за движение которых она отвечает, расположены в определенной, уже разгаданной, последовательности (она немного отличается справа и слева).

Опухоли и кровоизлиянии в ее центральной части приводят к параличу половины тела и, почти всегда, противоположной стороны лица.

Чуть позже стало известно, что лобные доли отвечают за:

сложные формы поведения;
мышление;
способность к анализу;
речь;
волю.
У тех, у кого были поражены участки лобных долей, расположенные перед двигательной корой, наблюдались тяжелые расстройства личности. Такие пациенты печально известны врачам-реаниматологам, невропатологам, нейрохирургам, онкологам и фтизиатрам. Их называют «лобниками», а диагноз звучит как «синдром лобной доли».

Он характеризуется потерей личности:

исчезает желание что-то делать, какие-либо намерения, планы, воля к жизни;
сложные формы поведения становятся недоступны, сохраняются только какие-то стереотипы;
речь становится примитивной;
исчезает способность к анализу;
больной не затевает беседу, но правильно отвечать на вопросы может. В речи отсутствуют сравнения, метафоры, аллегории – все то, что делает ее красивее;
попытки выполнить какие-то действия (например, готовка), которые были раньше доведены до автоматизма, даже при получении полных инструкций к действию, становятся невозможными;
действия хаотичны;
нарушается память;
повышается аппетит из-за того, что больной не помнит, что он недавно ел;
заучивание к эффекту не приводит;
исчезают или изменяются все интересы;
если указывать больному на его ошибки, он даже не пытается их исправить.
В простонародье комплекс этих симптомов обозначается словосочетанием «стал овощем». Все это и происходило после операций Мониша и его последователей, но, конечно, при этом исчезали буйство и агрессия пациентов. Напротив, появлялось или состояние эйфории, или эмоциональное безразличие.

«Короли лоботомии»
Открытие лоботомии «пошло в народ»: им заинтересовались другие врачи. Самыми известными стали Уоттс и Фримен. Особенно поднаторел последний: еще в 1945 году он придумал менее травматичный способ оперативного доступа – не сверлить отверстие в височной кости, а делать тонким острым инструментом (он был похож на нож для колки льда) дыру в области внутренней стенки глазницы. В полученное отверстие вставлялся другой, тоже изобретенный им инструмент, напоминающее шприц – остеокласт. Он нужен был для разрушения связей между лобными долями.

Фримен купил фургон, оборудовал его подобием операционного стола, провел туда электричество, так как нужно было обезболивать элетрошоком. На этом фургоне – «лоботомобиле» — он ездил по стране, предлагая всем родственникам душевнобольных исцелить их за считанные минуты. Операции проводились тут же, и все желающие могли их наблюдать. Лоботомию предлагали сделать и непослушным детям, и женщинам «для коррекции поведения».

Известность операции росла, и это немудрено: почти сразу же после вмешательства пациент приходил в себя, у него к лучшему изменялось поведение. Признаки ухудшения, возвращение прежних расстройств, эпилептические припадки, внутримозговые кровоизлияния и инфицирование костей или тканей мозга начинались гораздо позже. Каждый третий пациент становился «овощем», а каждый пятый – умирал.

Наиболее известная пациентка – сестра президента Кеннеди, Розмари. Ей операция была выполнена по просьбе ее отца; причиной послужила умственная отсталость. Вмешательство сделало девушку немощным 2-летним ребенком, так и не получившим возможности полноценно жить.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины
Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)
Информация на сайте носит рекомендательный характер. Пожалуйста, посоветуйтесь с лечащим врачом.
Редакция Citol.ru не осуществляет медицинских консультаций или постановки диагноза.