Душевная боль абьюзера
Одной из часто встречающихся причин обращения людей к психологам в последнее время стал опыт столкновения с теми, кого сейчас принято называть «абьюзерами» — и не менее часто к психологам обращаются люди, которые оказались в отношениях с абьюзером. Попробуем разобраться с этим феноменом.
Сразу скажем, что в данной статье мы не будем рассматривать тех, кто имеет садистические наклонности, кому причинение боли другому человеку доставляет удовольствие, мы также не будем рассматривать истории холодных и расчётливых манипуляторов и тех, кого называют «нарциссами» (это немного другая история).
Героем данной статьи будет человек со «слезами на глазах и с болью в душе», который тем не менее способен причинить боль и приносит страдания тем, кто находится рядом с ним.
Когда абьюзеры приходят на прием к психологу
Чаще всего абьюзеры обращаются к психологам в ситуации, когда от них сбегает жертва. И по сути их запрос сводится к тому, чтобы психолог помог вернуть «дорогого для них человека».
Так мужчина может просить: «Сделайте так, чтобы ко мне вернулась моя жена. Я не могу без нее жить». Они могут признавать свою вину в произошедшем, и даже в какой-то мере быть увлечены своим самобичеванием. Но при попытках восстановить ситуацию и общий ход событий, они начинают все больше и больше вспоминать свои обиды и сетовать на вопиющую несправедливость.
В какой-то момент возникает ощущение, что основной задачей «эмоционально теплого абьюзера» является получение признания у психолога — ему очень важно, чтобы в конфликтах и спорах с его партнером психолог оказался солидарен именно с ним, оказался на его стороне.
Психические механизмы, провоцирующие человека на агрессивное поведение
Стоит отметить, что «эмоционально теплые абьюзеры» бывают очень чувствительны и эмоциональны. И важной их чертой является то, что они очень сильно хотят быть хорошими и во всем правыми. Как уже говорилось, какими-то периодами они могут начинать во всем винить только себя, но эти тотальные самообвинения обычно очень быстро сменяются достаточно жестким и бескомпромиссным отстаиванием своей правоты, которая также, по их ощущениям, должна быть тотальной.
Основными причинами эмоциональной вспыльчивости и периодических проявлений сильной и напористой агрессии у эмоционально теплых абьюзеров обычно является ущемленное самолюбие, неуверенность в себе и повышенная психическая напряженность в душе, порой доходящая до ощущения сильной душевной боли.
Они обычно чувствительны, эмоциональны и очень убедительны в рассказах о своих переживаниях. Очень часто эти рассказы для них являются чем-то наподобие «техники самовнушения»: чем больше рассказывают о своих бедах, тем убедительнее и сильнее выглядят их переживания. Эта склонность к усилению и без того очень интенсивных переживаний часто приводит к появлению той самой душевной боли, которая в свою очередь подталкивает таких людей к выражению еще большей агрессии как одной из самых сильных стихийных форм слива напряженности и раздражения.
Наличие личного травматического опыта
Обычно абьюзеры в какие-то периоды своей жизни сами находились в положении жертвы. Чаще всего это случается в их детстве. Схема отношений «абьюзер – жертва» является очень жесткой и сильно эмоционально заряженной. В ней нет оттенков и нет возможности занять какую-то не вписанную в эту парную оппозицию роль: ты можешь быть либо жертвой, либо абьюзером.
Вырвавшись из-под родительской опеки, такие люди стараются дистанцироваться от других людей, не вступать с ними в близкие отношения, так как эти отношения для них связаны с игрой в «жертву – насильника». Но когда человек все же попадает в любовные или еще какие-либо отношения, предполагающие близкий контакт, в его душе, получившей в детстве психические травмы, иногда срабатывает эта старая зловещая игра, но только быть жертвой он уже не хочет и поэтому выбирает для себя роль абьюзера.
Стоит учитывать то обстоятельство, что имевшие тяжелое детство и получавшие психологические травмы люди очень редко добровольно и осознанно выбирают для себя роль абьюзера/тирана/ обвинителя/мстителя/преследователя. Чаще всего это происходит не очень осознанно, и в душе они постоянно испытывают страх снова оказаться в роли жертвы. Возможно, именно по этой причине в их поведении так много эмоционально заряженных метаний: от слез отчаянья – до грозных обвинений, от признания в любви и выражения глубокой симпатии – до ненависти и презрения.
Страх близости с другим человеком и подавленная агрессия
Обычно в душе абьюзера имеется много самых разных вытесненных из сферы сознания комплексов переживаний и подавленных эмоций. Нельзя забывать, что сам абьюзер когда-то был жертвой или длительное время находился в стрессовых ситуациях под психологическим давлением. Как уже говорилось, самые болезненные психологические травмы люди обычно получают в детстве, в родительской семье. То есть они получают травматический опыт от своих близких: родителей и других родственников.
Травмированный ребенок бывает очень чувствителен к доброму отношению к себе. И часто он по крупицам собирает добрые слова, улыбки и проявления позитивного внимания от других людей. Кто-то улыбнулся ему на улице, кто сказал про него: «посмотрите, какой хороший мальчик» или «посмотрите какая хорошая девочка», кто-то угостил конфетой, а кто-то разрешил во дворе поиграть со своими детьми — и травмированный ребенок получил при этом отблески чужой любви и внимания. Все это создает у травмированного ребенка ощущение, что люди не из его окружения, находящиеся от него на дистанции, могут быть в чем-то более добры к нему.
Добавить комментарий