Послеотпускная депрессия: как с ней бороться?

Послеотпускная депрессия: как с ней бороться?

Пора летних отпусков уже закончилась, и все компании вновь входят в полноценный рабочий режим. Однако далеко не всем удается настроиться на рабочий лад.

Четверть сотрудников приморских компаний не горят желанием возвращаться в офис после проведенного отпуска, испытывая при этом чувство тревоги, а порой и вовсе впадая в депрессию. Подавленное настроение работников сохраняется в среднем на протяжении первой рабочей недели, при этом в большинстве случаев негативное расположение духа не влияет на работоспособность — 58% опрошенных отмечают повышение эффективности трудовой деятельности.

Дмитрий Назаров, практикующий психолог: «Причины депрессии после отпуска можно разделить на физические, психологические и гормональные. Физической причиной является акклиматизация. Но она проходит в течение пары дней, максимум недели. Психологическая причина — возвращение к рабочему процессу как к обыденности. Также не стоит забывать о том, что во время отпуска вы ходили на экскурсии, получали какие-то новые впечатления, а во время этого у вас выделялись эндорфины — «гормоны счастья». По сути, они обладают определенным эффектом, схожим с наркотическим. Ведь по возвращении домой они выделяться перестали, и началась своеобразная «ломка».

Екатерина Безуглова, начальник отдела труда и заработной платы ОАО «Владивостокский морской рыбный порт»: «Наша жизнь сейчас приобрела сумасшедший темп. Перед отпуском люди стараются максимально разгрузиться, выполнив как можно больше дел. А во время отсутствия одного сотрудника другие вовсе не стремятся делать его работу. Соответственно, по возвращении человек находит у себя на рабочем столе ворох документов, поручений, у которых уже поджимают сроки. Это никому не прибавит оптимизма. Еще одной причиной послеотпускной депрессии является то, что одной-две недели на отдых совсем недостаточно. А больший срок зачастую маловероятен». Лишь 62% подверженных послеотпускному стрессу сотрудников Приморья пытаются справиться с нервным напряжением: каждый четвертый, например, с головой окунается в работу, а 15% в первый же рабочий день приступают к планированию своего отпуска.

Дмитрий Назаров: «Сотруднику могу посоветовать не брать путевку «стык в стык», чтобы осталось 2-4 дня на акклиматизацию. Когда все закончилось — делитесь впечатлениями, напишите на форуме отчет о своем путешествии, показывайте фотографии. Женщинам рекомендуется сходить на массаж или в спа-салон, заняться шопингом. Мужчинам стоит позвать друзей и сходить на футбол, на концерт, в зависимости от интересов, конечно. То есть продолжить отдых вне отпуска. Не беритесь за объемные дела сразу же, в течение недели стоит выполнять мелкие поручения, однако не оттягивайте работу, ведь она потом навалится как снежный ком. Также действенный психологический прием — сразу же после выхода на работу начать планировать следующий отпуск. Например, формировать маршруты, которые хотели бы пройти. Искать места, которые хочется посетить, или просто скидывать в баночку монетки на отпуск».

Однако немаловажный фактор в возвращении из отпуска играет и поведение начальства: задача хорошего начальника состоит в том, чтобы помочь втянуться в работу.

Александр Гароль, руководитель компании «Цветочный Король»: «Человек должен максимально отдаваться работе, а от депрессивного сотрудника толку не будет. В нашей компании есть хорошая традиция корпоративов. Вот пришел сотрудник из отпуска, а вы коллективом в кафе или на шашлыки собрались. И уже работа начала играть новыми красками. Важно еще, чтобы люди умели отдыхать правильно. Отдых — это ведь не напиться и танцевать до утра. Это и на природу выехать, свежим воздухом подышать и спортом позаниматься».

Виталий Антропов, директор «Олимп-Групп»: «В бытность управляющим кафе «Флобер» я не раз сталкивался с подобным. Но там люди могли впасть в депрессию и до отпуска, и даже во время. Работали у нас люди творческие, знаете, эдакие «люди настроения». Сейчас стараюсь не брать на работу таких сотрудников, ибо это создает некоторые неудобства.

Во время нервного срыва у работника мы делали два простых шага. Во-первых, давали человеку погулять пару дней, успокоиться, чтобы прийти на работу и работать, а не быть погруженным в свои печальные думы. Во-вторых, давали пару тысяч рублей с собой. Пусть человек отдохнет, наберется сил и решит свои проблемы. Иногда кого-то сам отвозил, куда человеку надо было, выслушивал. Благодаря такой политике нам удалось продержать один коллектив два года без изменений в составе. Для общепита, поверьте, это очень хорошо. Однако случались и совершенно неприемлемые ситуации, например, во время мероприятия менеджер начинала кричать на гостей. С ней, конечно, пришлось распрощаться».

Александр Сайж, учредитель «PHOTONL»: «Депрессия в этом случае — дело житейское. Я ведь и сам, когда работал, попадал в такие ситуации. Месяц отпуска — и все, ты выпадаешь из рабочего ритма. По возвращении все зависит от компании. Если в ней развита система мотивации, то возвращение будет легким, а если нет, тогда человеку придется тяжко. Первые три дня к человеку после отпуска надо относиться снисходительно, не наседать. Поймите, что эти моменты мечтательности, когда человек мысленно еще в отпуске, надо просто пережить. Стоит сесть, поговорить с человеком, понять, что отпуска тоже проходят по-разному. Может, что-то у него пошло не так. Заинтересуйте сотрудника жизнью компании».

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте
Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)
Информация на сайте носит рекомендательный характер. Пожалуйста, посоветуйтесь с лечащим врачом.
Редакция Citol.ru не осуществляет медицинских консультаций или постановки диагноза.