Депрессия — обратная сторона медали страха?
Почему тревожные проявления и расстройства часто сопровождаются депрессивными проявлениями?
Не случайно же довольно часто на практике встречаются именно тревожно-депрессивные расстройства. Я не открываю Америку, делая заявление о связи страха и депрессии. И я не проводил исследований этой связи в соответствие со всеми канонами и методологией современной науки. Но то, что замечал во многих клиентских случаях наличие этой связи, заставляет меня вынести вопрос связи страхов и депрессии на обсуждение коллег в настоящей публикации.
Многочисленные случаи моей работы с клиентами, имеющими тревожно-депрессивные проблемы, показали, что две эти эмоции — страх и подавленность — появляются вместе не случайно. И рассматривать их по отдельности означает нарушать принцип системности, который еще недостаточно часто применяется в повседневной работе практикующего психолога.
Какой бы ни была интенсивность тревожно-депрессивных проявлений — от легких форм тревоги и апатии до тревожно-депрессивного расстройства — речь идет об одном и том же явлении, можно сказать, об одной и той же «медали», причем с одной стороны медали мы видим изображение страха, а с обратной — изображение депрессии.
Эта «медаль», если она была получена человеком в «награду», склонна поворачиваться то одной, то другой стороной, меняя состояние человека от переживания страхов до депрессивных проявлений. Смена сторон такой «медали» может происходить с разной частотой. Иногда по нескольку раз в день, иногда в течение несколько дней, иногда недель, иногда месяцев или лет.
В процессе терапии клиент может открыто говорить о своих страхах, фобиях и депрессии. Более того, какая-то часть этих проявлений может находиться в актуализированном состоянии и являться причиной его прихода к терапевту.
Начиная работу с очевидными эмоциональными проявлениями клиента и составляя их список, в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), терапевт неизбежно переходит к определению причин, вызывающих подобные эмоциональные реакции.
Как известно из исследований Альберта Эллиса, проведенных им ранее в Институте Рационального Образа Жизни, а также Аарона Бека и из трудов других исследователей, активатором тревоги и страхов у людей являются ситуации или события, несущие в себе угрозу чего-либо или исходящую от кого-либо.
У депрессивных проявлений, для которых характерно появление эмоций апатии, подавленности, безысходности, существует два активатора:
утрата чего-либо или кого-либо;
несостоятельность в чем-либо.
При этом (ИХМО) утрату можно рассматривать как один из вариантов проявления несостоятельности, а именно, — несостоятельность пережить утрату, справиться с последствиями лишения чего-либо или потери кого-либо в собственной жизни.
Работая с тревожно-депрессивной симптоматикой клиентов, я заметил, что существует соответствие причин, вызывающих страх и депрессивные проявления.
Добавить комментарий