Тише, еще тише: когда неразговорчивость становится расстройством

Тише, еще тише: когда неразговорчивость становится расстройством

Если ребенок ведет себя тише воды и ниже травы, возможно, он просто слишком стесняется. Но может быть и так, что малыш страдает психическим расстройством. Ким О’Коннелл узнала, что у ее сына Деклана селективный мутизм (от латинского mutus — немой), когда тому было три года. Ребенок мог говорить, буквально захлебываясь, а потом надолго замолкать.

«В моем животе пленка, и все слова застряли там», — так сам Деклан, которому уже пять лет, описывает свой недуг.

Говорит он быстро, и Ким так же быстро задает ему вопросы, чтобы понять, что именно чувствует мальчик: она боится, что если промедлит с вопросом хоть на секунду, сын снова замолчит.

Селективный мутизм (СМ) — довольно редкое расстройство и пока что плохо изученное. При одних обстоятельствах люди говорят совершенно свободно, при других — зажимаются и из них нельзя вытянуть ни слова. Для родителей такой диагноз у их ребенка означает разочарование и страх. «Я столько раз была в отчаянии, потому что не могла услышать своего сына, — рассказывает Ким. — Доходило до того, что мне хотелось открыть ему рот и самой вытащить оттуда хоть пару слов».

Дети с селективным мутизмом, как правило, не любят ходить в школу — завести друзей им сложно, отвечать у доски — практически невозможно, да и участие во всяких мероприятиях, типа школьного концерта или занятий в кружке, становится проблемой. Если не лечить СМ в детском возрасте, это закончится хронической депрессией уже у взрослого. В самых запущенных случаях этот диагноз приводит к тому, что человек становится маньяком.

СМ официально признан Американской психиатрической ассоциацией как психическое расстройство, которое часто сопутствует социофобии. А это, между прочим, третье по «популярности» нарушение психики среди американцев. Несмотря на это, большинство людей, в том числе и педагогов, склонны рассматривать СМ как простую застенчивость. «Он подрастет и перестанет стесняться», «Как он мило смущается», — вот обычная реакция непосвященных людей на ребенка, страдающего селективным мутизмом. В результате СМ диагностируется довольно редко, и, соответственно, так же редко его начинают лечить.

Доктор Элиза Шипон-Блюм, эксперт по вопросам СМ, говорит, что дети с этим расстройством в буквальном смысле страдают молча, тогда как большинство неправильно истолковывает их молчание. «Такое отношение означает, что дети не получают необходимой им помощи. И даже должного сочувствия», — констатирует Шипон-Блюм.

Деклан всегда был довольно застенчивым — как тогда думала Ким. Он никогда не соглашался выступать перед посторонними в одиночку, не говорил первым «привет» и не махал рукой на прощание. Когда однажды Ким устроила детский клуб в одной из комнат своего дома, куда пришло множество посетителей, Деклан куда-то исчез. Ким нашла его в детской — он лежал, свернувшись калачиком, на полу. «Мне больше нравится быть одному», — признался он. Тогда у Ким промелькнула мысль о том, что ее сын интроверт, но она не придала этому особого значения.

Позже у Деклана начала «застревать» слова. Сначала он замолкал в присутствии учителей и одноклассников, потом — при няне и дальних родственниках, а в конце концов — и при маме с папой. Периоды мутизма каждый раз становились все более и более продолжительными, с одного часа до четырех, с восьми — до полутора суток. Однажды Деклан не проронил ни слова на протяжении двух недель, и Ким чуть не сошла с ума, пытаясь заставить сына заговорить.

В те редкие моменты, когда на Деклана находила говорливость, он становился настоящим лириком: «Я чувствую, что слова находятся за закрытой дверью, но у меня нет ключа от нее», — объяснил он как-то раз. Когда же он молчал, то на вопрос Ким, где его слова, мальчик показывал себе на ноги. Если он указывал на живот, это считалось хорошим признаком. Однако никогда его слова не находились рядом со ртом.

Чтобы знать, с чем она имеет дело, Ким углубилась в изучение литературы о СМ и выяснила, что это расстройство обычно проявляется в дошкольные годы, когда дети впервые начинают сталкиваться с давлением со стороны. Ранее бытовало название «элективный мутизм» (от английского elect — «выбирать»), поскольку считалось, что ребенок сознательно замолкает в знак протеста, а не по какой другой причине. В 1994 году психиатры окончательно закрепили за расстройством название «селективный мутизм», чтобы отразить его суть: немота — это непроизвольная реакция. В то же время СМ не относится к аутистическим расстройствам, хотя эти недуги часто путают.

Однако больше всего Ким встревожила история Чо Сын Хи, печально известного «вирджинского стрелка», убившего 32 и ранившего 25 человек в кампусе Вирджинского Политехнического института в апреле 2007 года. Как выяснилось, наряду с шизофренией и депрессией Чо страдал от селективного мутизма. Выходец из Южной Кореи проходил медикаментозную терапию, но так и не излечился. На стене своей комнаты в общежитии он написал строчку из песни Shine группы Collective Soul: «Научи меня говорить, научи меня делиться». В конце концов, он сделал так, чтобы все услышали его голос — выбрав самый ужасный из всех возможных способов.

Ким надеется, что ее ребенок сможет избежать такой участи. По крайней мере, она намерена сделать все для этого. Педиатр направил их к прекрасному психологу, который специализируется как раз на СМ. Благодаря терапии и коррекции стиля воспитания Деклана, ситуация улучшилась. Он снова начал разговаривать с мамой и папой, позже — с друзьями, а затем и с няней. Учителя, в свою очередь, приложили все усилия к тому, чтобы и на уроках мальчик чувствовал себя комфортно, хотя в школе он по-прежнему молчит.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины
Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)
Информация на сайте носит рекомендательный характер. Пожалуйста, посоветуйтесь с лечащим врачом.
Редакция Citol.ru не осуществляет медицинских консультаций или постановки диагноза.