Антидепрессанты и генетика: что важно знать

Антидепрессанты и генетика: что важно знать

Все мы себе весьма легко можем представить – в общих чертах – как выглядит депрессия, как чувствует себя человек в ее процессе, чем она заканчивается и какие последствия влечет. Но что мы знаем о самом механизме депрессии?

Ученые из Института психиатрии Общества Макса Планка всерьез взялись за эту тему, причем в первую очередь исследователей заинтересовал вопрос: какие химические процессы протекают в организме в период депрессии и как воздействуют на них лекарственные препараты? За основу решили взять препарат пароксетин – довольно-таки известный и популярный антидепрессант, механизм действия которого вроде бы изучен.

Правда, предварительно стоит оговорить вот какой момент: исследования – и многие – последних лет доказали, что к депрессии существует и генетическая предрасположенность (40 случаев из 100 – у мужчин, 30 случаев из 100 – у женщин), причем, собственно, нет какого-то конкретного гена, ответственного за активацию такого состояния. Виноваты мутации/изменения в генах – некоторых – причем совсем не факт, что эти мутации человек получил от своих родителей (как наследственное заболевание), частенько они складываются, образуются в течение жизни индивидуума – под влиянием разных факторов.

Конечно, такие открытия вызвали целую лавину вопросов, на которые пока нет точных и детальных, всеохватывающих ответов. Не до конца вычислена вся группа генов, способных так мутировать, не очень понятны связи между ними, а также с нервными клетками и синапсами – контактами между ними; неясно, кодируются рецепторы или белки, какие именно сигналы проходят в нервных сетях. Да и вообще, какие именно стрессовые факторы, какие конкретно условия запускают этот молекулярно-генетический процесс, и почему в некоторых случаях люди способны справиться с ним самостоятельно – силами организма, а в некоторых – даже не пытаются сопротивляться, проваливаясь все глубже в свое состояние, закрываясь от мира все надежнее. Вопросов – море. Однако депрессию уже долгие годы вполне успешно лечат.

Итак, на данном этапе нам известно хоть и немногое, но все же. Известно, например, что стресс, который может активировать депрессию, должен быть долгосрочным, фактически – хроническим. А еще известно, что стресс связан с интересным способом регуляции – специальными эпигенетическими метками. Это химические метильные метки, которые могут активировать или деактивировать ген, и их к нему прикрепляют или открепляют специализированные ферменты. Метки могут сохраняться чрезвычайно долго, даже в течение всей жизни. Некоторые из этих меток напрямую связаны с некоторыми психическими (и неврологическими) расстройствами. И на эти метки способны влиять антидепрессанты – не все, конечно.

Один из них – пароксетин, вернемся к нему. Это исследование опубликовал Science Signaling, и, собственно, основной итог его таков: предполагалось, что антидепрессанты этого класса действуют за счет удержания высокого уровня серотонина («гормона счастья»), а оказалось, что это только один из путей его воздействия, и основной функционал – вынуждение нейронов к созданию новых соединений, по сути – управление и организация модификаций генов. Это, кстати же, объясняет, почему данный препарат отнюдь не всегда эффективен – не всегда депрессия имеет именно такую основу.

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках
Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)
Информация на сайте носит рекомендательный характер. Пожалуйста, посоветуйтесь с лечащим врачом.
Редакция Citol.ru не осуществляет медицинских консультаций или постановки диагноза.